Рок-опера «Хождение в огонь» на стихи Александра Проханова была показана в 2023 году в заводских цехах оборонных заводов России в Нижнем Тагиле, Омске, Коврове, Нижнем Новгороде, а также в киноконцертном зале «Космос» в Екатеринбурге. В сентябре 2024 года новые премьерные показы прошли в Волгограде и Ростове-на-Дону. Как и прежде, с успехом. Финал произведения – Гимн русской мечте – зал неизменно встречает аплодисментами стоя.

О природе этого мощного порыва и глубинной сути произведения «Ветеранским вестям» рассказал автор музыки и либретто оперы, художественный руководитель Театра концептуальной музыки Александр Агеев.
Александр Иванович, что происходит в финале рок-оперы?
Лучше один раз увидеть — и тогда пояснения вообще не нужны. Для меня важна реакция тех, кто побывал на показе. Это слёзы, сострадание, общее переживание сути и смыслов, наполнение глубинным пониманием происходящего, ощущение Правды и неизбежности Победы. Это проникновение сердцем и умом в логику нашей истории, в её «запутанную чащу». Это мощь оваций всегда в финале представления по таинственному порыву встающего зала. Непередаваемое чувство общего восторга, ясности после очень сложного и трагического развёртывания содержания и смыслов оперы.
Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о содержании и смыслах.
Базовая версия оперы исполняется в одно действие, открываясь увертюрой и ораторией «Донбасс»: «Ты — острие меча, пронзившее чешуйчатую грудь». Так заявляется система координат: ни больше ни меньше. Опера исследует тайну Русской истории, образы будущего, взывающие к подвигу, служению и питающие мечту. Но между мечтой и реальностью такой зазор, что страшно по-настоящему. Этот зазор толкает одних в прекраснодушие, других — в дичайший скептицизм. Как преодолеть это противоречие? Есть ответ: познание кодов снятия разрыва между мечтой и текущей реальностью. Эти вопросы задаются в увертюре. Затем этот вселенский масштаб постановки вопросов преломляется в сознании и сердце Поэта и Воина, ставших очевидцами и соучастниками чудовищного по масштабам события: «Своё дитя рождает дьяволица». Так задаётся основная сюжетная линия оперы: как сложится судьба этого ребенка? Имея дьявольское происхождение, дитя всё-таки входит в жизнь, насыщенную культурой, настоящим материнством, любовью. Развязка наступит в финале, где даётся парадоксальный ответ. Но когда он прозвучит, всё встанет на свои места.
Вторая часть оперы — «Война и Смута» — рисует облик беды. Большой Беды. Трагедию истерзанных городов, взорванных гор, дымящегося вишнёвого сада, разрыва, натачивания топоров в намерении рубить «сады небесные», мечты и узы, забыв о временах, когда «мы были сёстры, были братья...». Возникает страшная, адская картина: «Теперь вы шлёте нам проклятья, а мы приносим вам несчастья». Вновь и вновь возникает вопрос вопросов: «Кто поднял бурю? Кто за ней грядёт?.. К какому исполину прильнут народы?»
«Кто он, увенчанный рогами, заклятья чёрного волшебник, что сделал родичей врагами и стёр молельню в груду щебня»?
«Пули пели соловьями,заливались… Чёрный ворон мглою небо кроет…» И апофеоз — ария вдов: «Судьбы разбитые чертоги, души разорванные струны».
Что даёт силы жить и бороться в этом торжествующем карнавале мрака? Об этом — третья часть оперы. «Путь и Подвиг». Его вершат воины, военврачи, танки и их создатели, все те, кто готов за жизнь других, любимых и родных, отдать жизнь свою. «А ей в ответ несётся из могилы: «Прощай, комбат, огня прошу, огня». Кадры на экране делают понятным подлинный смысл этого последнего крика погибающего десантника: не огня миномётов он взыскует, а огня веры, огня любви. Поэтому — «не воевали, летопись писали. С молитвою писали и с любовью. Одну строку — расплавленною сталью, строку другую — праведною кровью». Поэтому апофеоз этой части — не бой, не окопы, не зловещая архитектура войны, а «я вдруг услышал, как ребёнок плачет, тот детский плач, взывающий ко мне…»
Финальная часть оперы — о надежде на высшие силы, на силу сокровенной веры, на несокрушимость её, как бы ни была грандиозна бездна, как бы ни «дымился мир в слезах и корчах».
То есть Беда непременно будет преодолена?
Когда строка за строкой в сменяющихся тональностях, в нарастающей силе зажигаются смыслы Русской мечты, все — и зрители, и артисты — буквально кожей, а на самом деле умом и сердцем чувствуют торжество Победы как преодоления Беды.
«Друзей обожаемых круг, пирующих в шумном застолье, объятья бесчисленных рук, о павших в боях — богомолье». Так воцаряется состояние причастности к Высшему, к Промыслу, так происходит нечто, очень сильно напоминающее Литургическое Преображение с его великой радостью. «Мечта — это слово любви на всех языках и наречьях…»
Незаметно сознание и душа всех, кто в зале, проделывает незримую мощную работу, наполняясь необыкновенной силой. И в финале происходит Чудо. После горьких осознаний, жертвоприношений, подвигов… Порыв встать и слиться со всеми в шквале оваций — это знак. Знак великой духовной и бессмертной силы России и всех нас.
Вот такая история разворачивается в рок-опере «Хождение в огонь», на сцене и в зале. Подчеркну еще раз: принцип оперы — через Правду к Победе! И повторю: лучше один раз увидеть, как стихи, музыка, вокал, хореография, звук, цвет, дым, видеоряд в единстве создают особый вид какой-то мощной энергии!
Александр Иванович, что происходит в финале рок-оперы?
Лучше один раз увидеть — и тогда пояснения вообще не нужны. Для меня важна реакция тех, кто побывал на показе. Это слёзы, сострадание, общее переживание сути и смыслов, наполнение глубинным пониманием происходящего, ощущение Правды и неизбежности Победы. Это проникновение сердцем и умом в логику нашей истории, в её «запутанную чащу». Это мощь оваций всегда в финале представления по таинственному порыву встающего зала. Непередаваемое чувство общего восторга, ясности после очень сложного и трагического развёртывания содержания и смыслов оперы.
Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о содержании и смыслах.
Базовая версия оперы исполняется в одно действие, открываясь увертюрой и ораторией «Донбасс»: «Ты — острие меча, пронзившее чешуйчатую грудь». Так заявляется система координат: ни больше ни меньше. Опера исследует тайну Русской истории, образы будущего, взывающие к подвигу, служению и питающие мечту. Но между мечтой и реальностью такой зазор, что страшно по-настоящему. Этот зазор толкает одних в прекраснодушие, других — в дичайший скептицизм. Как преодолеть это противоречие? Есть ответ: познание кодов снятия разрыва между мечтой и текущей реальностью. Эти вопросы задаются в увертюре. Затем этот вселенский масштаб постановки вопросов преломляется в сознании и сердце Поэта и Воина, ставших очевидцами и соучастниками чудовищного по масштабам события: «Своё дитя рождает дьяволица». Так задаётся основная сюжетная линия оперы: как сложится судьба этого ребенка? Имея дьявольское происхождение, дитя всё-таки входит в жизнь, насыщенную культурой, настоящим материнством, любовью. Развязка наступит в финале, где даётся парадоксальный ответ. Но когда он прозвучит, всё встанет на свои места.
Вторая часть оперы — «Война и Смута» — рисует облик беды. Большой Беды. Трагедию истерзанных городов, взорванных гор, дымящегося вишнёвого сада, разрыва, натачивания топоров в намерении рубить «сады небесные», мечты и узы, забыв о временах, когда «мы были сёстры, были братья...». Возникает страшная, адская картина: «Теперь вы шлёте нам проклятья, а мы приносим вам несчастья». Вновь и вновь возникает вопрос вопросов: «Кто поднял бурю? Кто за ней грядёт?.. К какому исполину прильнут народы?»
«Кто он, увенчанный рогами, заклятья чёрного волшебник, что сделал родичей врагами и стёр молельню в груду щебня»?
«Пули пели соловьями,заливались… Чёрный ворон мглою небо кроет…» И апофеоз — ария вдов: «Судьбы разбитые чертоги, души разорванные струны».
Что даёт силы жить и бороться в этом торжествующем карнавале мрака? Об этом — третья часть оперы. «Путь и Подвиг». Его вершат воины, военврачи, танки и их создатели, все те, кто готов за жизнь других, любимых и родных, отдать жизнь свою. «А ей в ответ несётся из могилы: «Прощай, комбат, огня прошу, огня». Кадры на экране делают понятным подлинный смысл этого последнего крика погибающего десантника: не огня миномётов он взыскует, а огня веры, огня любви. Поэтому — «не воевали, летопись писали. С молитвою писали и с любовью. Одну строку — расплавленною сталью, строку другую — праведною кровью». Поэтому апофеоз этой части — не бой, не окопы, не зловещая архитектура войны, а «я вдруг услышал, как ребёнок плачет, тот детский плач, взывающий ко мне…»
Финальная часть оперы — о надежде на высшие силы, на силу сокровенной веры, на несокрушимость её, как бы ни была грандиозна бездна, как бы ни «дымился мир в слезах и корчах».
То есть Беда непременно будет преодолена?
Когда строка за строкой в сменяющихся тональностях, в нарастающей силе зажигаются смыслы Русской мечты, все — и зрители, и артисты — буквально кожей, а на самом деле умом и сердцем чувствуют торжество Победы как преодоления Беды.
«Друзей обожаемых круг, пирующих в шумном застолье, объятья бесчисленных рук, о павших в боях — богомолье». Так воцаряется состояние причастности к Высшему, к Промыслу, так происходит нечто, очень сильно напоминающее Литургическое Преображение с его великой радостью. «Мечта — это слово любви на всех языках и наречьях…»
Незаметно сознание и душа всех, кто в зале, проделывает незримую мощную работу, наполняясь необыкновенной силой. И в финале происходит Чудо. После горьких осознаний, жертвоприношений, подвигов… Порыв встать и слиться со всеми в шквале оваций — это знак. Знак великой духовной и бессмертной силы России и всех нас.
Вот такая история разворачивается в рок-опере «Хождение в огонь», на сцене и в зале. Подчеркну еще раз: принцип оперы — через Правду к Победе! И повторю: лучше один раз увидеть, как стихи, музыка, вокал, хореография, звук, цвет, дым, видеоряд в единстве создают особый вид какой-то мощной энергии!
В конце октября рок-опера «Хождение в огонь» будет показана в Смоленске, в ноябре – в Туле. В начале 2025 года произведение будет представлено столичной публике.
Источник: сайт "Ветеранские вести"