Медиа

Одиссея русской мечты на танковом конвейере

Репортаж корпоративной газеты УВЗ «Машиностроитель», 14.07.2023. Текст: Владимир Тебелев
Яркое культурное и поистине духоподъемное событие состоялось на Уралвагонзаводе. Впервые в истории России действующий производственный цех стал площадкой для премьеры рок-оперы по произведениям Александра Проханова «Хождение в огонь».
Дата премьеры – 12 июля – совпала с 80-летием Великого танкового сражения под Прохоровкой на Курской дуге, которое стало переломным моментом Великой Отечественной войны и положило начало уверенного движения к Победе. Грандиозное мероприятие для представителей более чем 23 цехов и приглашенных гостей, среди которых статс-секретарь ГК «Ростех Сергей Цыб, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев и другие почетные гости. Открыл его генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александр Потапов:
– Символично, что именно сегодня, в день величайшего танкового сражения в годы Великой Отечественной войны, в этих легендарных цехах прозвучало великое русское слово. То, что дарует нам всем единение, а значит, уверенность в победе над общим врагом. Произведение Александра Андреевича Проханова взывает к историческим традициям нашего народа, к его готовности защищать свою землю, свой язык, свою веру, своих людей. Каждое слово, каждая спетая нота пронизаны уральским характером, русским духом, искренней любовью к Родине.
В легендарном сборочном цехе Уралвагонзавода открылся второй фронт – духовный. Его полководцами стали создатели идеи уникального творческого проекта «Хождение в огонь»: российский писатель, поэт, журналист, общественный деятель Александр Проханов и композитор, автор нескольких сотен романсов, опер, мюзиклов Александр Агеев. Этот творческий тандем подарил работникам УВЗ пронзительную историю о России и русской мечте, которая неустанно стремится к могучему государству, где господствуют гармония и справедливость. Творческий коллектив Театра концептуальной музыки (Москва) под руководством композитора Александра Агеева неоднократно обращался к патриотическим темам и творчеству Александра Проханова, но с идейными и постановочными масштабами такого уровня команде довелось работать впервые. В основу либретто вошли отрывки из ключевых поэм Александра Проханова «На броне»: «Сухое море», «Алеющий Восток», «Певец», «Наковальня»; «Афганский поход», а также его стихотворения разных лет.
– Когда я впервые прочел поэтические произведения Проханова, сразу позвонил Александру Андреевичу с творческим предложением «омузычить» эти тексты, перевести их в жанр оперы, – рассказал Александр Агеев. – Так сначала родилась опера «Афганский поход», а затем – «Сухое море», которые легли в основу либретто «Хождение в огонь». К лету 2022-го были готовы основные арии, выстроен сюжет, который вопреки классическим законом построения оперы переходит из плоскости линейного развития сюжета в пространство потусторонних, глубинных движений истории. В этой рок-опере зашифрован глобальный конфликт человечности и бесчеловечности, божественного и дьявольского. Движение между этими двумя полюсами человеческой души и составляет основу драматического действия.
Главный герой рок-оперы «Хождение в огонь» не конкретный персонаж, как принято в классическом оперном искусстве, а метафорический образ Русской Истории со всеми ее трагическими поворотами, тяжкими испытаниями, потерями и великими победами.

Воплощение этой масштабной идеи было решено отдать молодым представителям творческих профессий, чьи имена еще не растиражированы. Авторы и создатели увидели в этом возможность не только установить связь поколений в культурной среде, но и дать возможность раскрыться новым талантливым творцам, мечтающих поделиться своей любовью к стране и болью за нее.
– Я впервые в своей профессиональной деятельности зашел на территорию патриотической темы, и для меня это крайне важно и ответственно, – поясняет режиссер Дмитрий Никитин. – Главная задача для меня не навязать определенную точку зрения, а с помощью художественного языка спектакля нарисовать в восприятии зрителя полную картину патриотизма со всеми оттенками и контрастами его проявлений. Я сам – патриот, и любовь к Родине для меня не пустые слова, поэтому я постарался вложить все свои чувства, знания, энергию и труд в эту работу, чтобы воплотить их в сценическом действии.
Тернистый путь двух центральных персонажей стал основой метафизического сюжета рок-оперы. Поэт в исполнении артиста балета Александра Подкорытова и Воин в исполнении вокалиста Александра Головина за время спектакля появляются на поле боя, в прифронтовом лазарете, среди руин разрушенных городов и сел, на парадах победителей. Ими движет неутолимая жажда поиска правды и истины, выраженная на сцене через исполнение пронзительных вокальных партий и движение тела. В каждой точке своего воплощения Воин и Поэт сталкиваются с испытаниями горем, страхом, подвигом, любовью и Богом, где последние два становятся неиссякаемым источником сил для движения к победе несмотря ни на что. Таков исторический код России, ее рок и судьба.

Особое место в драматургии спектакля занял образ Женщины – главной героини в исполнении артистки Дарьи Турбиной, которая воплотила через голос и актерское мастерство силу русской женщины во всех ее ипостасях: мать, жена, сестра, Родина.

Порывы, метания, внутренние переживания героев спектакля были переданы на сцене через язык танца, созданного молодым выпускником Московского Губернского колледжа искусств Александром Сытниковым. С такой серьезной творческой задачей он столкнулся впервые.
– В этот проект меня пригласил режиссер Дмитрий Никитин, – рассказал двадцатилетний хореограф-постановщик. – Передо мной стояла очень сложная и интересная задача, как перевести поэтический текст в танцевальную лексику, используя только человеческое тело – без декорации и с минимумом реквизита. Очень многое зависело от музыки. Свой творческий поиск вместе с танцорами мы осуществляли на стыке традиций современной хореографии и эстрадного танца. Это уникальный опыт для меня и всей команды.
Историческая и культурная связь поколений прослеживалась во всех выразительных средствах художественного образа спектакля. На начальных этапах работы творческой командой были разработаны масштабные декорации, однако в процессе создания постановки было принято решение отказаться от бутафории и выстроить связь между ключевыми событиями истории России и ментальным пространством поэтического произведения через документальные кадры военной хроники, которые сопровождали вокальные и танцевальные партии рок-оперы. А единственным элементом декорации стал боевой танк Т-72 Б3М. На время спектакля победоносная боевая машина, призванная защищать страну на полях сражений, стала еще и метафорическим символом мощи и красоты России, ее решимости отстаивать право людей на свободу, справедливость, мирное небо и русскую мечту.
– Наше творение «Хождение в огонь» – это «духовный танк», который мы создадим сегодня вместе, – обратился к зрителям Александр Проханов. – Мы приехали к вам, чтобы вы вдохнули в нашу рок-оперу свою волю, свою силу, свою веру. Вы создаете танки из металла, электроники, брони и взрывчатки, а мы создаем танк, который питает духовной силой, оберегая нас незримым покровом любви и русской благодати. Это наш скромный вклад в грядущую победу.
Пронзительная музыка в сочетании с текстом, движением тел и голосов артистов не оставили равнодушными сердца зрителей. Глаза людей в зале то и дело наполняли слезы, сдерживать которые к концу спектакля уже никто не пытался.
– Рок-опера «Хождение в огонь» тронула всех, она наталкивает на мысли о наших ребятах, которые сражаются на передовой. А прекрасные голоса, музыка и текст Александра Проханова вызывали чувства гордости и патриотизма, – поделился впечатлениями председатель совета ветеранской организации и благодарный зритель Георгий Бедрик. – Хотелось бы, чтобы этот спектакль увидела более широкая аудитория.
Заключительным аккордом стала оратория «Мечта» в исполнении артистов творческой группы спектакля и хора детей образцового коллектива ДК имени И.В. Окунева «Чудетство». Слезы скорби и боли сменились чувством гордости и веры, переполнившие зрителей. Финал этой музыкальной оды русской мечте зал встретил стоя, благодаря создателей спектакля бурными аплодисментами. Когда овации стихли, зал наполнился звуками непрекращающего производства, возвращая зрителей и артистов в реалии трудовой жизни легендарного цеха 130.

– Крепость брони наших танков во время Великой Отечественной войны остановило движение фашистского зла. Сегодня дела ваших рук, броня ваших танков, умноженные на мастерство и мужество наших солдат, останавливают это же зло. А что мы можем противопоставить злу, кроме танковой брони? Это умение любить и жертвовать собой, умение хотеть и быть счастливыми – ценить и беречь мирное небо. После такого глубокого душевного впечатления, которое я испытал, впервые в жизни посмотрев рок-оперу, могу сказать, что эти чувства не передать словами. Это возможно донести только от сердца к сердцу. И у вас это получилось! – заключил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Символичным завершением беспрецедентного по своим масштабам культурного события стало вручение Александру Потапову от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ордена Русской Православной церкви благоверного князя Александра Невского за служение Уралвагонзаводу и помощь Екатеринбургской епархии.

Уникальный творческий проект, который получил свое рождение в стенах танкового цеха Уралвагонзавода – рок-опера «Хождение в огонь» – будет показана жителям Екатеринбурга, Тулы, Ростова-на-Дону, Севастополя и Москвы.