«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»
12#nbsp;июля в#nbsp;Нижнем Тагиле, в#nbsp;легендарном 130-м цехе «Уралвагонзавода» состоялась премьера оперы Александра Агеева на#nbsp;стихи Александра Проханова «Хождение в#nbsp;огонь», посвящённая событиям на#nbsp;Донбассе. Премьера была приурочена к#nbsp;80-летию Великого танкового сражения под Прохоровкой на#nbsp;Курской дуге. А#nbsp;6#nbsp;апреля 2023#nbsp;г.#nbsp;часть арий оперы была представлена в#nbsp;Луганске.
В#nbsp;литературоведении есть понятие «лейтенантская проза». Это литература, созданная писателями-фронтовиками, воевавшими в#nbsp;Великую Отечественную войну, вернувшимися, ставшими писателями… Страна создавала все условия, чтобы фронтовики донесли правду войны до#nbsp;читателя, как для современного, так и#nbsp;для будущего, войну не#nbsp;заставшего. В#nbsp;1945#nbsp;— 1946 годах в#nbsp;Литературный институт был произведён буквально звёздный набор. И#nbsp;в#nbsp;1951-м его закончили Эдуард Аркадьевич Асадов, Юрий Васильевич Бондарев, Владимир Сергеевич Бушин, Евгений Михайлович Винокуров, Михаил Матвеевич Годенко, Григорий Михайлович Поженян, Владимир Федорович Тендряков, Семён Иванович Шуртаков, Гарольд Габриэльевич Эль-Регистан. Не#nbsp;менее выдающимся был выпуск 1952 года. Юрий Семенович Белаш, Юлия Владимировна Друнина, Владимир Григорьевич Корнилов… Благодаря им, их#nbsp;произведениям о#nbsp;деяниях, участниками которых они были, которые пережили, люди узнали и#nbsp;будут ещё узнавать о#nbsp;войне, её#nbsp;подвигах, её#nbsp;трагедиях, её#nbsp;героях.
Конечно, те#nbsp;или иные события систематизирует историческая наука, собирающая в#nbsp;свои анналы хроники, летописи, документы, свидетельства очевидцев. Однако человек#nbsp;— существо эмоциональное. И#nbsp;многое постигает через эмоции. А#nbsp;сухими строчками исторического документа или учебника зачастую не#nbsp;могут быть вызваны эмоции. Но#nbsp;когда о#nbsp;том#nbsp;же самом событии рассказывает его участник, это даёт тот самый эмоциональный отклик, который и#nbsp;закрепляет память о#nbsp;событии, приобщает человека к#nbsp;подвигу или заставляет пережить трагедию как свою.
В#nbsp;Советском Союзе сложилась прекрасная практика#nbsp;— встреча с#nbsp;участниками войны. Их#nbsp;принимали в#nbsp;школах, детских садах, институтах, рабочих коллективах. И#nbsp;люди, слушая о#nbsp;войне от#nbsp;прошедших её#nbsp;людей, воспринимали всё личностно, рассказанное западало в#nbsp;душу.
Так и#nbsp;писатели-фронтовики через свои книги, которые издавались многомиллионными тиражами, выходили на#nbsp;личную встречу с#nbsp;читателем.
Война породила мощный пласт искусства. Были созданы получившие известность, в#nbsp;том числе мировую, кинофильмы, написаны песни, картины, возведены памятники. Но#nbsp;о#nbsp;войне большинство людей узнаёт всё-таки по#nbsp;книгам, на#nbsp;основе которых и#nbsp;снимается кино, пишутся оперы, как «А#nbsp;зори здесь тихие», «Повесть о#nbsp;настоящем человеке», например.
К#nbsp;сожалению, из-за предательства выродившейся верхушки, из-за авантюристов во#nbsp;власти афганская война, её#nbsp;неповторимо героические участники не#nbsp;были воспеты, их#nbsp;трагедия не#nbsp;была оплакана, их#nbsp;подвигам не#nbsp;была отдана дань благодарности. Пожалуй, только писатель Александр Проханов, много раз выезжавший в#nbsp;расположение нашего ограниченного контингента в#nbsp;Афганистане, увековечил её#nbsp;через художественный образ, став летописцем тех пламенных лет.
В#nbsp;музыку афганская война вошла лишь самодеятельной песней, что сочиняли сами участники#nbsp;— наши святые воины. Они пели свои песни под гитару, создавали вокально-инструментальные ансамбли, выступая в#nbsp;каких-нибудь#nbsp;ДК. Оперные театры, эстрадные исполнители не#nbsp;сподобились отдать дань героям. Как-то стыдливо прошла мимо образов наших солдатиков и#nbsp;офицеров-афганцев и#nbsp;художники студии Грекова. А#nbsp;ведь запечатлевать воинский подвиг воинов, нести о#nbsp;них художественную весть миру#nbsp;— их#nbsp;долг и#nbsp;обязанность.
И#nbsp;вот теперь#nbsp;— Донбасский период русской истории. Власти не#nbsp;предали (пока, по#nbsp;крайней мере) нашу армию, которую сами и#nbsp;послали в#nbsp;героический поход. И#nbsp;рождаются произведения, воспевающие героев, проклинающие врагов, этих фашиствующих нелюдей. Пока что тема войны на#nbsp;Донбассе звучит в#nbsp;основном в#nbsp;поэзии. Выходят авторские книги, сборники стихов, скромное финансирование которых берёт на#nbsp;себя государство. Сочиняются песни#nbsp;— опять-таки самодеятельные, те, что сами солдаты пишут и#nbsp;поют под гитару.
И#nbsp;вдруг#nbsp;— небывалое событие#nbsp;— сотворение фундаментального многожанрового произведения, где сочетаются стихи, музыка, хореография, костюм#nbsp;— создание рок-оперы.
Александр Проханов и#nbsp;Александр Агеев создали совершенно новаторское, авангардистское произведение. В#nbsp;мировой культуре не#nbsp;было подобного явления: представление рок-оперы на#nbsp;оборонном заводе, в#nbsp;танковом цехе, где шум работающих станков, грохот металла перекрывается дивными звуками музыки, голосов, воспевающих, оплакивающих, призывающих, восторгающихся.
В#nbsp;основу либретто оперы положен цикл поэм Александра Проханова, посвящённых Донбассу. Проханов побывал на#nbsp;Донбассе ещё в#nbsp;2014 году, был на#nbsp;передовой, заседал в#nbsp;штабах, встречался с#nbsp;легендарными командирами Мозговым, Ходаковским, Захарченко, командиром артиллерийской бригады «Кальмиус» Александром Немогаем… И#nbsp;уже в#nbsp;2015 году издал роман «Убийство городов», по#nbsp;которому режиссёр Владимир Бортко планировал снять фильм.
А#nbsp;с#nbsp;началом спецоперации Александр Проханов создаёт стихи. Его четверостишия#nbsp;— это поэмы, молитвы, воззвания, солдатские «треугольники». Он#nbsp;пишет цикл за#nbsp;циклом. «На#nbsp;броне», «Сухое море», «Алеющий Восток», «Певец», «Наковальня». Александр Агеев кладёт их#nbsp;на#nbsp;музыку. Постановку оперы осуществил коллектив антрепризного Театра концептуальной музыки. В#nbsp;опере#nbsp;— одно действие в#nbsp;четырёх частях: «Поэт и#nbsp;Воин», «Война и#nbsp;Смута», «Путь и#nbsp;подвиг», «Благовест». Открывает постановку оратория «Донбасс». Завершает#nbsp;— «Гимн русской мечте».
Главные герои#nbsp;— Поэт и#nbsp;Воин. Они#nbsp;— на#nbsp;поле боя, в#nbsp;госпитале, на#nbsp;развалинах городов и#nbsp;деревень, среди однополчан. Они представляют русскую историю, которую сопровождали и#nbsp;взлёты, и#nbsp;падения, осмысливают свою роль в#nbsp;истории, понимая, что они и#nbsp;есть её#nbsp;творцы, передают сопричастность сотворению истории#nbsp;— зрителям. Мы#nbsp;все ответственны за#nbsp;то, что происходит со#nbsp;страной. Роль человека в#nbsp;истории огромна. Любого.
Особенность этой рок-оперы в#nbsp;том, что музыка в#nbsp;ней, как во#nbsp;всякой опере, первостепенна, но#nbsp;очень важны стихи, значимо и#nbsp;выверено каждое слово. Они диктуют ритм музыки, её#nbsp;миноры и#nbsp;мажоры.
Оратория «Донбасс»#nbsp;— это бравурная, маршевая мелодия, она задаёт настроение.
Но#nbsp;вот начинается война: ранения, смерти. Траурные ноты, минорное звучание.
Всю ночь в#nbsp;Донецке грохотали пушки. Горел бетон, дымилась арматура. В#nbsp;развалинах лежал убитый ГРУшник. Зловещая войны архитектура.
Человек#nbsp;— преемник не#nbsp;только имени своих предков, но#nbsp;и#nbsp;их подвига, их#nbsp;славы, он#nbsp;отстаивает и#nbsp;их#nbsp;завоевания.
Мой дед снискал «Георгия» и#nbsp;славу. А#nbsp;мой отец погиб под Сталинградом. Я#nbsp;пережил шестнадцать войн кровавых. Теперь лежу под украинским «градом».
Но#nbsp;кто сделал так, что падали на#nbsp;землю славяне и#nbsp;убивались?
Кто поднял бурю? Кто за#nbsp;ней грядёт? Чей лик узрим? К#nbsp;какому исполину Прильнут народы? Кто перегрызёт Истории гнилую пуповину?
Веков запутанная чаща. Полков безвременный поход. Горит закат. Россия пьёт Свою отравленную чашу.
#nbsp;#nbsp;#nbsp;*#nbsp;*#nbsp;*
В#nbsp;моих руках отбойный молоток. Его калибр назвать я#nbsp;не#nbsp;берусь. Я#nbsp;отбиваю за#nbsp;куском кусок От#nbsp;глыбы, навалившейся на#nbsp;Русь.
И#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же самое время на#nbsp;сцене разворачивается картина, которую мы#nbsp;все с#nbsp;горестью и#nbsp;неприятием наблюдаем в#nbsp;нашей действительности:
А#nbsp;в#nbsp;московских ресторанах пьют «Шабли», А#nbsp;на#nbsp;Чёрном море тонут корабли.
Но#nbsp;есть слова, навсегда вписанные в#nbsp;нашу историю золотыми буквами: «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за#nbsp;нами!» И#nbsp;какие#nbsp;бы потери ни#nbsp;несли поэт и#nbsp;воин, они знают: они#nbsp;— победители.
Взял карандаш, провёл стрелу на#nbsp;карте. Стрела была упряма и#nbsp;красна. Пошли полки. Так по#nbsp;молитвам, в#nbsp;марте, Вновь начиналась Русская Весна.
У#nbsp;нас, граждан страны, в#nbsp;отличие от#nbsp;«наивных» власть предержащих, никогда не#nbsp;было иллюзий относительно наших «дорогих партнёров», их#nbsp;истинных намерений и#nbsp;«видов на#nbsp;урожай» с#nbsp;русских земель. Началась война, и#nbsp;все маски сброшены.
Как хороши, как свежи были танки. Как глубоки под Харьковом окопы. Мы#nbsp;хоронили бренные останки Когда-то восхитительной Европы.
«Но#nbsp;если не я, то#nbsp;кто#nbsp;же?» С#nbsp;этим лозунгом советской молодёжи на#nbsp;фронт идут нынешние добровольцы. И#nbsp;знают, во#nbsp;имя чего.
Хрустел Урал, дрожала Волги жила, Рвалась границы призрачная лента. То#nbsp;распрямлялась русская пружина, Скрипящие сдвигала континенты.
В#nbsp;советское время был прекрасный, осмеянный либералами лозунг «Искусство#nbsp;— народу». И#nbsp;творцы#nbsp;— танцоры балета, оперные и#nbsp;эстрадные певцы#nbsp;— выступали в#nbsp;цехах заводов, на#nbsp;фабриках, на#nbsp;полях по#nbsp;во#nbsp;время посевных и#nbsp;уборочной страды. Но «Хождение в#nbsp;огонь»#nbsp;— это даже не#nbsp;продолжение тех советских традиций, а#nbsp;абсолютно новое явление. Ведь во#nbsp;время боевых действий в#nbsp;цеху самого важного оборонного предприятия, которое не#nbsp;останавливает работу ни#nbsp;на#nbsp;минуту, перед рабочими, что трудятся в#nbsp;три смены, разворачивается акт высокого искусства, воспевающий их#nbsp;труд.
«Из#nbsp;одного металла льют медаль да#nbsp;бой, медаль за#nbsp;труд». Без этих людей, которые смотрят из#nbsp;импровизированного зрительного зала, сидя в#nbsp;своём цеху на#nbsp;установленных стульях и#nbsp;на#nbsp;стоящих тут#nbsp;же танках, уже сошедших с#nbsp;конвейера и#nbsp;готовых идти в#nbsp;бой, не#nbsp;будет никакой победы. Да#nbsp;и#nbsp;страны не#nbsp;будет. И#nbsp;артисты, пришедшие в#nbsp;цех, это словно верующие, ступившие в#nbsp;храм труда, поклоняющиеся святому труду, святым труженикам, работающим без выходных. А#nbsp;станки#nbsp;— словно алтари. Арии#nbsp;— это молитвы, воспевание и#nbsp;упование. Сами танки, готовые идти в#nbsp;бой#nbsp;— это сцена, с#nbsp;которой обращаются артисты к#nbsp;рабочим, одухотворяя своим искусством их#nbsp;труд, вдыхая веру в#nbsp;победу в#nbsp;эти грозные, лучшие в#nbsp;мире Т-90.
Да, «в#nbsp;московских ресторанах пьют „Шабли“», а#nbsp;на#nbsp;«Уралвагонзаводе» самые лучшие, самые нужные отечеству люди, но#nbsp;самые униженные и#nbsp;оскорблённые низкими зарплатами и#nbsp;положением в#nbsp;современной иерархии#nbsp;— рабочие оборонного предприятия#nbsp;— вкалывают по#nbsp;14—16 часов, у#nbsp;них сводит руки, но#nbsp;они добровольно, как их#nbsp;отцы, деды во#nbsp;время войны_ не#nbsp;отходят от#nbsp;станков. «Всё для фронта, всё для победы».
Восприятию оперы помогает сам вид исполнителей_ они молоды, энергичны, красивы, воодушевлены. Дивные певцы, виртуозные танцоры. Они верят в#nbsp;победу воина и#nbsp;рабочего#nbsp;— верят в#nbsp;своё будущее и#nbsp;сотворяют его вместе с#nbsp;воинами и#nbsp;рабочими.
«Хождение в#nbsp;огонь»#nbsp;— это авангард, первичность. И#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время классика#nbsp;— отточенность вокала, поэзии, хореографии, инструментального ансамбля. Сцена#nbsp;— цех производства, самого передового, самого нужного во#nbsp;все времена. А#nbsp;сегодня#nbsp;— особенно.
Продуманное, выверенное сочетание современных хореографических рисунков, классического вокального исполнения#nbsp;— и#nbsp;современные ритмы, порой этакие рваные музыкальные ряды, делают оперу настоящим явлением мирового искусства. Так не#nbsp;делал ещё ничто! В#nbsp;старые мехи#nbsp;— цех-ветеран, вливают молодое вино#nbsp;— рок-оперу. И#nbsp;получается дивное, небывалое творение.
Но#nbsp;чтобы делать дело, надо знать, во#nbsp;имя чего и#nbsp;кого. Участник СВО на#nbsp;представлении оперы в#nbsp;Луганске сказал: «Вы#nbsp;нас вдохновляете, слушая вас, видя вас, мы#nbsp;понимаем, во#nbsp;имя чего воюем».
И#nbsp;вот#nbsp;— финал оперы. Гимн мечте. Гимн жизни и#nbsp;победе.
Мечта#nbsp;— пробужденье в#nbsp;ночи, Святого младенца зачатье. Воздетые к#nbsp;небу мечи. Полёт беспредельного счастья. Друзей обожаемых круг, Пирующих в#nbsp;шумном застолье. Объятья бесчисленных рук. О#nbsp;павших в#nbsp;боях#nbsp;— богомолье. Мечта#nbsp;— это утренний сад, Бриллиантовый отблеск росинки. Величье и#nbsp;божья краса Бессмертной в#nbsp;столетьях России. Мечта#nbsp;— это тайна глубин И#nbsp;чудо небесных заветов, Священный на#nbsp;башнях рубин, Рублёвских икон самоцветы. Мечта#nbsp;— это слово любви На#nbsp;всех языках и#nbsp;наречьях. И#nbsp;буква победная «ви», Прикладом избитые плечи. Мы#nbsp;вышли в#nbsp;победный поход, Слагаем победные песни. Будь славен, великий народ, Священной мечты благовестник.
Взойди, взойди, звезда, Прекрасна и#nbsp;ясна. Ты#nbsp;— Русская Мечта, Ты#nbsp;— Русская Весна.
Такие слова, такая музыка#nbsp;— камертон, сверяясь с#nbsp;которым, можно выстроить государство. Александр Проханов ввёл в#nbsp;оборот понятие «государствообразующее предприятие». Но#nbsp;есть и#nbsp;государствообразующая музыка. И#nbsp;наряду с#nbsp;великой музыкой гимна нашей страны, песни «Священная война» Александрова и#nbsp;«Прощания славянки» Агапкина ею#nbsp;может стать «Хождение в#nbsp;огонь» Агеева.
Создатели делятся, что после премьеры на#nbsp;«Уралвагонзаводе», в#nbsp;Екатеринбурге поступили запросы на#nbsp;показ рок-оперы в#nbsp;Санкт-Петербурге, Челябинске, Перми, Владимире, в#nbsp;Москве, Туле, Ростове-на-Дону, Севастополе.
Александром Агеевым на#nbsp;стихи Александра Проханова уже написана и#nbsp;рок-опера «Афганский поход». В#nbsp;2024-м планируется её#nbsp;премьера.
Екатерина Глушик,
член Редакционно-издательского совета журнала «Политическое просвещение».