Ряд сотрудников газеты «Военный вестник Юга России» и я как нештатный автор были приглашены на премьеру рок-оперы «Хождение в огонь» на сцене Ростовской филармонии. Это произведение является одной из многих музыально-поэтических форм выражения поддержки участников специальной военной операции. И, естественно, газета не могла не откликнуться на столь актуальное событие в культурной и патриотической жизни Ростова-на-Дону и Южного военного округа.
Спектакль представили его создатели - Московский театр концептуальной музыки и режиссёр-постановщик Дмитрий Никитин.
Пожалуй, это был первый раз, когда перед спектаклем я не ознакомилась с либретто и не изучила программку. Просто не было времени. Поэтому смотрела в совершенном неведении концепции, темы, идеи, замысла и сюжета. И, наверное, напрасно. Обычно, когда идёшь на спектакль, то хотя бы приблизительно знаешь, о чём пьеса.
На этот раз была лишь приблизительная догадка. Даже название рок-оперы «Хождение в огонь» не особо настраивало на мысль о том, что это будет про СВО и Донбасс. А вдруг авторы захотели поведать о пожарах в Сибири и решили поставить спектакль на тему экологии? И только по первым кадрам на большом сценическом экране стало ясно, о чём постановка.
Первое, что узнали зрители и я вместе с ними, - что организовано всё на средства Президентского фонда культурных инициатив.
«Меня поэтом сделала война», - так говорил когда-то ростовский поэт Александр Рогачев. Сейчас так можно сказать о многих бойцах СВО, которые, пройдя через горнило войны, нашли в себе силы и способности изложить свои чувства в стихотворной форме.
Честно говоря, именно о них, о безвестных героях, я подумала, когда увидела костюмы актёров, хореографию и услышала первые строки арий этой рок-оперы. Слова показались мне бесхитростными, простыми и не особо отточенными, не принадлежащими перу профессионального литератора: «…Я так пою, что кровь из горла хлещет. / Так струны рву, что трескает гитара…», или «Я в окруженье! Я один! / Прощай, комбат! Прощай, ребята! / Расстрелян «крайний» магазин. / Осталась «крайняя» граната». «…Я полз весь день. Я полз кромешной ночью. / Передо мной носились мины вскачь»…
Особенно резануло слово «крайний». Это подтвердило догадку, что опера написана на слова непрофессиональных поэтов-самоучек, порой даже не знакомых с элементарными правилами русского поэтического языка.
А то, что постановка осуществлена на средства гранта, ещё больше укрепило в мысли, что труппа старалась изо всех сил уложиться в отведённые «сметой» деньги.
Это состояние сопровождало меня на протяжении всего действа. Я подумала, что это - замечательная идея поставить оперу на слова героев-фронтовиков, так сказать, их глазами показать весь ужас и одновременно величие праведной войны, до минимума сократить расходы на костюмы и декорации, сложную хореографию.
«Концептуальный театр» полностью оправдал своё амплуа. Действительно, концепция очень глубокая и не всегда и не всем понятная. Хотя тема не оставит никого равнодушным. Тем более что в зале собрались люди патриотически настроенные, готовые откликнуться на вызовы времени. Это было заметно сразу: в зрительном зале присутствовали работники культуры города, юнармейцы, участники волонтёрских организаций, военнослужащие с семьями.
«Через правду - к победе!». Вот главный посыл спектакля. Он получился. Великолепные голоса исполнителей главных партий - «Русской истории», «Воина» и «Поэта» - ошеломили, я испытала истинное эстетическое наслаждение. Вокал молодых исполнителей Александра Головина, Ивана Аверкина, Дмитрия Штанина, Руслана Устюжанцева просто завораживал.
И уже неважны были декорации и костюмы. Актёрам удалось передать заложенный смысл: русская история, не занесённая в учебники и официальные хроники, требует нашей поддержки. И Поэт, и Воин теперь на равных. Только каждый на своём месте борются за правду. Поэт - пером, Воин - штыком. Они борются за сердца современников, открывая глаза на происходящее, и тем самым взращивая новых Поэтов и новых Воинов, готовых стать на место павших в нелёгкой битве.
В роли автора музыки и либретто выступил композитор Александр Агеев. Либретто он написал по мотивам одноимённой книги «Хождение в огонь», которая собрана из нескольких поэм глубокоуважаемого мною писателя Александра Проханова (что было для меня откровением) «На броне», «Сухое море», «Алеющий восток», «Певец» и др. Каюсь, пропустила эту книгу. Очевидно, события последних лет вдохновили Александра Андреевича на поэзию.
Замечательно дополняли концепцию музыкального произведения иллюстрации, которые я тоже поначалу посчитала рисунками детей Донбасса. Но оказалось, что это картины самого Александра Проханова!
«Для Проханова Россия - это не просто территория с лесами, полями и реками, а зерно истины, душа мира, которую нельзя отдать на растерзание, которую нужно спасти от попыток замарать и растоптать. Исповедь эта - страстная, безоглядная, полемичная, нонконформистская, задевающая многие авторитеты, - обращена не только к читателю, исповедь эта обращена выше, к Тому, Кто послал художника в этот путь, а теперь, в конце пути, взыскивает с него строгой мерой». Именно так написано в аннотации к «Хождению в огонь».
Опера состоит из четырёх частей, которые предваряют глубинные «коды», появляющиеся на экране: «Взыскание победы», «Воскрешение», «Преображение» и т. п. И каждая часть - это поиск и раскрытие этих смыслов и кодов, истины и правды. Они ведут Поэта и Воина на поле боя, в прифронтовой лазарет, погружают в руины разгромленных городов, в воронки, поднимают в воздушные сражения…
И поначалу казавшиеся верхом примитивизма стихи стали превращаться в глубинную правду. Наверное, в этом и есть гениальность великого писателя Александра Проханова. Не только рассказать зрителю правду, но и довести её путём слов простого воина-освободителя, который не обучен красиво говорить, зато умеет хорошо биться за правое дело.
Спектакль представили его создатели - Московский театр концептуальной музыки и режиссёр-постановщик Дмитрий Никитин.
Пожалуй, это был первый раз, когда перед спектаклем я не ознакомилась с либретто и не изучила программку. Просто не было времени. Поэтому смотрела в совершенном неведении концепции, темы, идеи, замысла и сюжета. И, наверное, напрасно. Обычно, когда идёшь на спектакль, то хотя бы приблизительно знаешь, о чём пьеса.
На этот раз была лишь приблизительная догадка. Даже название рок-оперы «Хождение в огонь» не особо настраивало на мысль о том, что это будет про СВО и Донбасс. А вдруг авторы захотели поведать о пожарах в Сибири и решили поставить спектакль на тему экологии? И только по первым кадрам на большом сценическом экране стало ясно, о чём постановка.
Первое, что узнали зрители и я вместе с ними, - что организовано всё на средства Президентского фонда культурных инициатив.
«Меня поэтом сделала война», - так говорил когда-то ростовский поэт Александр Рогачев. Сейчас так можно сказать о многих бойцах СВО, которые, пройдя через горнило войны, нашли в себе силы и способности изложить свои чувства в стихотворной форме.
Честно говоря, именно о них, о безвестных героях, я подумала, когда увидела костюмы актёров, хореографию и услышала первые строки арий этой рок-оперы. Слова показались мне бесхитростными, простыми и не особо отточенными, не принадлежащими перу профессионального литератора: «…Я так пою, что кровь из горла хлещет. / Так струны рву, что трескает гитара…», или «Я в окруженье! Я один! / Прощай, комбат! Прощай, ребята! / Расстрелян «крайний» магазин. / Осталась «крайняя» граната». «…Я полз весь день. Я полз кромешной ночью. / Передо мной носились мины вскачь»…
Особенно резануло слово «крайний». Это подтвердило догадку, что опера написана на слова непрофессиональных поэтов-самоучек, порой даже не знакомых с элементарными правилами русского поэтического языка.
А то, что постановка осуществлена на средства гранта, ещё больше укрепило в мысли, что труппа старалась изо всех сил уложиться в отведённые «сметой» деньги.
Это состояние сопровождало меня на протяжении всего действа. Я подумала, что это - замечательная идея поставить оперу на слова героев-фронтовиков, так сказать, их глазами показать весь ужас и одновременно величие праведной войны, до минимума сократить расходы на костюмы и декорации, сложную хореографию.
«Концептуальный театр» полностью оправдал своё амплуа. Действительно, концепция очень глубокая и не всегда и не всем понятная. Хотя тема не оставит никого равнодушным. Тем более что в зале собрались люди патриотически настроенные, готовые откликнуться на вызовы времени. Это было заметно сразу: в зрительном зале присутствовали работники культуры города, юнармейцы, участники волонтёрских организаций, военнослужащие с семьями.
«Через правду - к победе!». Вот главный посыл спектакля. Он получился. Великолепные голоса исполнителей главных партий - «Русской истории», «Воина» и «Поэта» - ошеломили, я испытала истинное эстетическое наслаждение. Вокал молодых исполнителей Александра Головина, Ивана Аверкина, Дмитрия Штанина, Руслана Устюжанцева просто завораживал.
И уже неважны были декорации и костюмы. Актёрам удалось передать заложенный смысл: русская история, не занесённая в учебники и официальные хроники, требует нашей поддержки. И Поэт, и Воин теперь на равных. Только каждый на своём месте борются за правду. Поэт - пером, Воин - штыком. Они борются за сердца современников, открывая глаза на происходящее, и тем самым взращивая новых Поэтов и новых Воинов, готовых стать на место павших в нелёгкой битве.
В роли автора музыки и либретто выступил композитор Александр Агеев. Либретто он написал по мотивам одноимённой книги «Хождение в огонь», которая собрана из нескольких поэм глубокоуважаемого мною писателя Александра Проханова (что было для меня откровением) «На броне», «Сухое море», «Алеющий восток», «Певец» и др. Каюсь, пропустила эту книгу. Очевидно, события последних лет вдохновили Александра Андреевича на поэзию.
Замечательно дополняли концепцию музыкального произведения иллюстрации, которые я тоже поначалу посчитала рисунками детей Донбасса. Но оказалось, что это картины самого Александра Проханова!
«Для Проханова Россия - это не просто территория с лесами, полями и реками, а зерно истины, душа мира, которую нельзя отдать на растерзание, которую нужно спасти от попыток замарать и растоптать. Исповедь эта - страстная, безоглядная, полемичная, нонконформистская, задевающая многие авторитеты, - обращена не только к читателю, исповедь эта обращена выше, к Тому, Кто послал художника в этот путь, а теперь, в конце пути, взыскивает с него строгой мерой». Именно так написано в аннотации к «Хождению в огонь».
Опера состоит из четырёх частей, которые предваряют глубинные «коды», появляющиеся на экране: «Взыскание победы», «Воскрешение», «Преображение» и т. п. И каждая часть - это поиск и раскрытие этих смыслов и кодов, истины и правды. Они ведут Поэта и Воина на поле боя, в прифронтовой лазарет, погружают в руины разгромленных городов, в воронки, поднимают в воздушные сражения…
И поначалу казавшиеся верхом примитивизма стихи стали превращаться в глубинную правду. Наверное, в этом и есть гениальность великого писателя Александра Проханова. Не только рассказать зрителю правду, но и довести её путём слов простого воина-освободителя, который не обучен красиво говорить, зато умеет хорошо биться за правое дело.
Донбасс, Донбасс, неистовый звонарь,
грохочущий на башне вечевой.
Донбасс, Донбасс,
божественный фонарь,
пылающий над бездной мировой.
Донбасс, Донбасс, ты - острие меча,
пронзившее чешуйчатую грудь.
Донбасс, Донбасс, ты - русская свеча,
которую вовеки не задуть.
Донбасс, Донбасс,
ты - чудотворный дар,
молитва у священных алтарей.
Донбасс, Донбасс, ты - танковый удар
и залп «из сотен тысяч батарей».
Донбасс, Донбасс, избавлен от оков,
в разрывах мин и грохоте гранат.
Донбасс, Донбасс, пусти меня в окоп
и в руки дай потёртый автомат.
грохочущий на башне вечевой.
Донбасс, Донбасс,
божественный фонарь,
пылающий над бездной мировой.
Донбасс, Донбасс, ты - острие меча,
пронзившее чешуйчатую грудь.
Донбасс, Донбасс, ты - русская свеча,
которую вовеки не задуть.
Донбасс, Донбасс,
ты - чудотворный дар,
молитва у священных алтарей.
Донбасс, Донбасс, ты - танковый удар
и залп «из сотен тысяч батарей».
Донбасс, Донбасс, избавлен от оков,
в разрывах мин и грохоте гранат.
Донбасс, Донбасс, пусти меня в окоп
и в руки дай потёртый автомат.
Антонина ПОПОВА,
заведующая библиотекой имени А. Калинина, Ростов-на-Дону
заведующая библиотекой имени А. Калинина, Ростов-на-Дону
Источник: Военный вестник Юга России №38 (24698), 30.09. - 6.10.2024