Медиа

Новое искусство эпохи СВО: рок-опера «Хождение в огонь»

Ермилина Ольга Павловна
Иванова Татьяна Александровна
«Русская Мечта — это
стремление к благодатному,
божественно справедливому
бытию, в котором исчезает
зло, насилие, и все множество
явлений в человечестве
и в природе приходит
к гармонии…»

Александр ПРОХАНОВ
24 февраля 2025 г., в день, когда началась Специальная военная операция, в Москве на сцене Центрального академического театра Российской армии состоялся показ рок-оперы «Хождение в огонь» в постановке Театра концептуальной музыки. Это произведение о русских сокровенных кодах, о победной русской истории посвящено СВО и воинам, сражающимся за освобождение Донбасса. Авторы рок-оперы — Александр Проханов (стихи) и Александр Агеев (либретто и музыка) — создали неординарное и актуальное, наполненное авангардной энергетикой и в то же время верное великим отечественным музыкальным и поэтическим традициям произведение, не просто отражающее эмоциональные и мировоззренческие аспекты событий на Донбассе, но положившее начало новой русской эстетике — эстетике эпохи СВО. Спектакль в Центральном академическом театре Российской армии прошел с безусловным успехом и стал кульминацией большого тура по российским городам, который проводился с сентября 2024 г. при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Результаты реализации данного проекта доказывают, что такие новаторские по форме и философски многослойные патриотические произведения, как рок-опера «Хождение в огонь», востребованы отечественной аудиторией, понятны и близки ей своей открытостью, эмоциональностью и правдивостью, устремленностью в будущее — к Русской Мечте. Об истории создания произведения, его пути к зрителям, об этапах реализации знакового во всех смыслах культурного проекта и его значении для современной России — подробно в статье, подготовленной по материалам тура Театра концептуальной музыки с постановкой рок-оперы «Хождение в огонь» по российским городам в 2024–2025 гг.

Уникальность патриотического проекта, рок-оперы «Хождение в огонь», в том, что это одно из первых масштабных произведений, в котором реалии Специальной военной операции по защите Донбасса, правдивая история противостояния жителей Донбасса и нацистского режима на Украине объединены с осознанием смысла и целей этих событий на ментальном, философском уровне как борьбы добра со злом. Авторы произведения — Александр Проханов и Александр Агеев — исходили из того, что СВО — это не просто военные действия против нацизма, но историческая борьба за вековые ценности русского народа, за справедливость и достойное будущее Отечества, русского человека.

Рок-опера «Хождение в огонь» — это также оперативный культурный ответ создаваемым противниками России продукции и контенту, направленным на подмену, фальсификацию смыслов и нравственной оценки событий на Донбассе, на принижение значимости подвига русских воинов. С этой точки зрения произведение выполняет в современных условиях важную общественную миссию, поддерживая патриотическую позицию всех, кому дорога Отчизна и судьба страны, укрепляя их единство и веру в Победу. Показательно, что Александр Проханов считает произведение «оперой поля боя», «оружием русского противостояния Западу как в зоне СВО, так и в тылу».

Перед каждым показом рок-оперы «Хождение в огонь» звучит обращение ее авторов и исполнителей к зрителям — слова признательности и уважения ко всем защитникам Отечества, исполненные веры в неизбежность нашей общей Победы: «Это произведение о том, что тревожит сегодня каждое русское сердце, — о великой судьбе Отечества, о том, что мы любим, во что верим и что защищаем, о кодах драматичной Русской истории, которые укрепляют наш дух, дают нам силы проходить все испытания и одерживать победы.

„Через Правду — к Победе!“ — таков наш принцип». Эта декларация описывает цели и патриотическую позицию авторов произведения, мотивацию их творческих решений и выбора форматов, понятных каждому русскому человеку метафор, символов и архетипов, наиболее соответствующих масштабу замысла — средствами искусства с предельной откровенностью поговорить с аудиторией, с каждым зрителем о сути современных событий на Донбассе и современного цивилизационного противостояния на фоне глубокого смыслового прочтения и нравственного переживания героической военной истории России со всеми ее трагическими поворотами, победами и поражениями.

«Я формулировал эти смыслы и продолжаю их формулировать», — говорит Александр Проханов, видный общественный деятель, публицист, писатель, подчеркивая значимость и органичность рок-оперы «Хождение в огонь» в своем многолетнем творчестве. Его поэзию отличает глубина осмысления причастности личности к истории и судьбе Отечества, истоков патриотизма и воинской доблести, стремления в трагичных и страшных обстоятельствах сознательно оставаться человеком, гражданином, патриотом, отстаивать традиционные ценности. Именно поэтому главной героиней произведения стала сама Русская история, а главной темой — великая судьба Отечества, о которой авторы говорят с болью и любовью, правдиво и искренне, не избегая сложных тем. Центральные персонажи метафизического сюжета рок-оперы «Хождение в огонь» — Поэт и Воин — в поисках истины и правды проходят драматичный путь через столкновение с жестокими реалиями войны, испытание горечью потерь — к подвигу по имя Отечества, к обретению мощного духовного опыта, чувства единения с настоящим, прошлым и будущим Отчизны и веры в Русскую Мечту, в общую Победу.

«В опере есть атаки, есть кромешные битвы на высотах, есть поминовение погибших и комбата, есть проклятие врагу, есть прощание человека, который сжимает в руке последнюю гранату и вспоминает свою возлюбленную, оставшуюся далеко от линии фронта, там есть победный марш, там есть таинственные молитвенные заклинания», — рассказывает Александр Проханов. Поэт и Воин в любви к Родине, к своим, родным и близким, к Богу обретают источник сил для преодоления препятствий и внутреннего смятения, для достижения Победы, для понимания смыслов и кодов Русской истории.

Важное место в драматургии спектакля отведено образу Женщины, величие души которой проявляется во всех ипостасях — матери, жены, сестры, Родины.

В либретто рок-оперы вошли отрывки из ключевых поэм Александра Проханова из цикла «На броне»: «Сухое море», «Алеющий Восток», «Певец», «Наковальня»; «Афганский поход», а также его стихотворения разных лет. «Когда я впервые познакомился с поэзией Проханова,

сразу почувствовал ее нерв и современность, поэтому обратился к Александру Андреевичу с творческим предложением соединить тексты невероятной патриотической, духовной силы с музыкой, перевести их в жанр рок-оперы, — вспоминает историю создания произведения Александр Агеев. — Так были созданы музыкально-драматические произведения «Афганский поход», а затем «Сухое море», которые легли в основу либретто рок-оперы „Хождение в огонь“». Александр Агеев — автор более 900 музыкальных композиций, представленных в 30 музыкальных программах и концертах, основатель Театра концептуальной музыки, объединившего молодых, перспективных исполнителей, лауреатов международных конкурсов. Произведения патриотической направленности занимают центральное место в его творчестве. Соответственно репертуар Театра концептуальной музыки, исполнители которого привлечены к постановке спектакля, традиционно ориентирован на патриотическую тематику, направлен на поиск и поддержку талантливых представителей культурных и креативных индустрий, которые разделяют патриотические ценности. Авторы произведения увидели в привлечении к постановке молодых представителей творческих профессий возможность не только установить связь поколений в культурной среде, но также дать возможность раскрыться новым талантливым творцам. Эти ожидания вполне оправдались. Молодые таланты, которых Александр Проханов назвал «русской молодой силой», привнесли в спектакль проникновенность, искренность и энтузиазм, что позволило установить особый душевный контакт со зрителями.

Режиссер-постановщик Дмитрий Никитин главную для себя задачу увидел в том, чтобы «с помощью художественного языка спектакля нарисовать в восприятии зрителя полную картину патриотизма со всеми оттенками и контрастами его проявлений». В процессе разработки концепции спектакля авторы отказались от тяжелой бутафории традиционных декораций в пользу символов и архетипов, понятных и близких каждому русскому человеку. Цвета костюмов в спектакле — это символы культурного кода, отражающие борьбу света и тьмы, добра и зла. Белый символизирует добродетель и победу, черный — войну и тьму. В сценических костюмах вокалистов сочетаются два цвета — черный и хаки, обозначающие соединение в одном образе защитника и воина. Военная техника, которая использовалась как в премьерных показах рок-оперы, так и в показе в Москве, символизирует современную мощь и силу духа России. В видеоряде спектакля — понятные и близкие всем нам образы — символы духовных и государственных святынь, ставшие знамением времени кадры документальной хроники. Авторы стремились к тому, чтобы новаторские решения, строгая визуальная концепция, поэзия, музыка, танец, видеоряд, символика и ментальные акценты сложились в цельное зрелище с искренним патриотическим призывом, с эмоциональным и духоподъемным обращением к умам и сердцам зрителей.

Премьерные показы в Луганске и Нижнем Тагиле (на танковом конвейере 130-го цеха легендарного НПК «Уралвагонзавод», где собирают танки Т-72) не только прогремели на всю страну, но также показали, что заложенные авторами в рок-оперу «Хождение в огонь» патриотический призыв, ментальное и эмоциональное обращение к зрителям услышаны, поняты и приняты всем сердцем. Зрители — участники СВО, члены их семей, ветераны, работники оборонных предприятий — воспринимают спектакль как весьма своевременный и современный разговор о том, что их действительно волнует сегодня, а новаторский формат произведения способствует обретению духовного опыта — пониманию смыслов и кодов нашей истории.

Показ рок-оперы «Хождение в огонь» в цехе «Уралвагонзавода» войдет в историю отечественной патриотической культуры как событие, положившее начало рождению эстетики новейшего времени — эстетики эпохи СВО. Центральными элементами декораций спектакля стали находившиеся в сборочном цехе танки как метафорический символ воли к Победе и мощи России — военной, духовной, нравственной. Это придало спектаклю зрелищность, символичность и поразительный масштаб. По оценке Александра Проханова, это была подлинная эстетика нового времени, «соединение музыкальности с военной техносферой, причем техносферой не мирного времени, а эпохи СВО… Русская эстетика была робкой, она нуждалась в рывке. И здесь эта песня, совмещенная с танцем и оружием, находящимся в динамике, родила новое искусство». В премьерном показе в Нижнем Тагиле вместе с профессиональными танцорами и вокалистами приняли участие совсем юные артисты из Образцового эстрадного вокально-хореографического коллектива «Чудетство» (Нижнетагильский ДК имени И. В. Окунева). Сцены с их участием стали одними из самых пронзительных моментов представления, привнесли новые нюансы, что усилило эмоциональное воздействие постановки. «Произведение Александра Андреевича Проханова взывает к историческим традициям нашего народа, к его готовности защищать свою землю, свой язык, свою веру, своих людей», — отметил после показа генеральный директор АО «Концерн „Уралвагонзавод“» Александр Потапов. По его мнению, в спектакле зрители нашли то, что «дарует нам всем единение». Это стало главным итогом премьерных показов — спектакль обрел жизнь, искреннюю поддержку зрителей, тот формат новой, динамичной эстетики, привлекающей к нему все новых и новых людей, неравнодушных и верных Отечеству, готовых к тому высокому уровню правды о сути современности и о судьбе России, который предложили авторы произведения. В дальнейшем все показы рок-оперы проходили при полных залах, встречали самый теплый прием аудитории. Спектакль словно наполнялся их эмоциональностью и насыщался особой энергетикой, новая эстетика привносила все новые и новые детали — там, где была такая возможность, органичной частью постановки вновь становилась военная техника, продолжалась традиция участия в показе местных самодеятельных детских творческих коллективов. О способности произведения трансформироваться в зависимости от аудитории и возможностей площадки, развиваться и совершенствовать формат говорит автор музыки и либретто Александр Агеев: «В Москве было представлено третье поколение оперы. Она как танк: не бывает одинаковых танков, каждый так или иначе модернизирован».

После успешных премьер показы рок-оперы «Хождение в огонь» состоялись в Екатеринбурге и на оборонных предприятиях Коврова (ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва»), Омска (Омский завод транспортного машиностроения, входит в НПК «Уралвагонзавод» ГК «Ростех»), Нижнего Новгорода (АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», входит в Концерн ВКО «Алмаз — Антей»). Всего за время показов с 2023 г. по февраль 2025 г. аудитория спектакля составила более десяти тысяч зрителей.

С сентября 2024 г. при поддержке Президентского фонда культурных инициатив бесплатные показы рок-оперы прошли в филармониях и на центральных культурных площадках в Волгограде, Ростове-на-Дону, Смоленске, Суворове (Тульская обл.), в Старой Руссе и Великом Новгороде. Основу аудитории показов в рамках тура составили участники СВО, ветераны боевых действий, члены семей участников СВО, волонтеры, работники ведущих предприятий упомянутых городов, учащиеся и студенты, представители общественных, патриотических, ветеранских, благотворительных организаций, силовых структур, работники культуры, жители городов. В каждом из этих городов показ рок-оперы становился важным культурным и общественным событием, собирал полные залы, воспринимался как глоток свежего воздуха, как произведение, способное вдохновлять и объединять людей, которое давно ждут, которому безусловно верят. Солидарность с нравственным и патриотическим призывом произведения зрители неизменно демонстрировали, когда вставали во время исполнения финала рок-оперы — «Гимна Русской Мечте».

Спектакль получил множество искренних восторженных и благодарных отзывов. Зрители говорили о слезах, которые не могли сдержать, об атмосфере сопереживания в зале, об особом чувстве подъема и единения, возникающем в финале спектакля, о важности таких постановок в современных условиях: «слезы рядом», «материал сильный и важный», «понимаешь систему координат того мира, в котором находишься», «произведение рождает патриотизм, чувство локтя и чувство твоей страны». «Захватывающе… в самое сердце: о СВО, о ее героях, о матерях и женах, о детях. Все это эпично, исторически важно, нужно для всех нас, чтобы встряхнуться, понять наконец-то, что мы все должны сплотиться, быть едины на пути к Победе, что Россия сегодня очищается от всего скверного, что страна возрождается в новой формации», — говорилось в одном из отзывов.

24 февраля 2025 г. на сцене Театра Российской армии было представлено новое прочтение постановки рок-оперы «Хождение в огонь» с более масштабным звучанием и визуализацией с учетом технических характеристик большой сцены и зала.

В постановке приняли участие эстрадно-симфонический оркестр под управлением Игоря Разумовского, музыкально-хоровая студия «Мелодия» под руководством Екатерины Взыграевой. Гостей мероприятия встречал молодежный оркестр студии при Академическом ансамбле песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации. На сцене вновь, как дыхание боевой реальности, была военная техника, которая — и это символично — после показа отправится в зону СВО.

Спектакль стал полноценной и масштабной декларацией новой эстетики, неразрывной связи нового патриотического искусства с той борьбой, которую ведет Россия за неприкосновенность своих рубежей, за достойное будущее, за Русскую Мечту. Все полторы тысячи мест были заняты. В столице с большим интересом встретили рок-оперу, которая доказала свою творческую, эстетическую состоятельность и общественную актуальность, свою способность быть оружием в борьбе за души людей, за их единство и веру. Аудиторией спектакля стали те, кому авторы посвятили это произведение, — участники СВО, члены их семей, ветераны и представители силовых структур из Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), Следственного комитета Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Объединенного штаба организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Военно-гражданской администрации Запорожской области, а также представители ряда ведущих предприятий, важных для обеспечения оборонной мощи страны.

Генеральный директор АО «Концерн „Уралвагонзавод“» Александр Валерьевич Потапов, который не в первый раз стал зрителем спектакля, оценил яркую злободневность и востребованность произведения, его способность каждый раз открываться с новой стороны: «Очень здорово, патриотично! Каждый раз слезы наворачиваются, настолько все серьезно и актуально. Я для себя понял, что мне еще несколько раз нужно послушать и посмотреть эту оперу. Она пронизана патриотизмом, нам сейчас очень нужны такие произведения».